|
 | Фокус группа.
Фокус группы являются одним из основных инструментов в области качественных исследований. Как и другие методы качественных исследований, — этот метод позволяет получать данные, не поддающиеся исчислению. Основная цель проведения фокус групп - получение представления о том, что думает группа людей, представляющая конкретный целевой рынок, о проблемах интересующих исследователя. Ценность такого метода заключается в том, что свободный характер беседы часто позволяет получить неожиданную информацию. Обычно количество участников фокус группы 8—12человек. Продолжительность обсуждения 2—2,5 часа. Фокус-группа должна быть однородной с точки зрения демографических и социально-экономических характеристик ее участников. Люди, принадлежащие к одному так сказать "сословию", не склонны конфликтовать с остальными членами группы по поводу вопросов, не относящихся к предмету обсуждения. Кроме того, необходимо, чтобы все участники соответствовали определенным критериям. Они должны были раньше сталкиваться с обсуждаемой проблемой. Важную роль для фокус группы играет и окружающая обстановка. Непринужденная, неофициальная атмосфера способствует высказыванию любых произвольных мнений. Перед началом и на протяжении всей фокус группы должны подаваться легкие закуски. Ход интервью записывается на всем протяжении обсуждения, часто на видеоленту для последующего просмотра, перезаписи и анализа. Видео запись имеет свои преимущества, хотя и требует дополнительных затрат. Успех фокус группы зависит главным образом от модератора (ведущего), который должен добиться взаимопонимания с участникам интервью, грамотно вести обсуждение той или иной темы и поощрять респондентов высказывать собственное мнения.
Разновидности фокус групп.
- Фокус группа с двумя модераторами. В фокус-группе двое модераторов, один следит за самим процессом обсуждения, второй отвечает за обсуждение конкретных вопросов. - Фокус группа с двумя модераторами. В фокус-группе двое модераторов, один следит за самим процессом обсуждения, второй отвечает за обсуждение конкретных вопросов. - Фокус группа с двумя модераторами. В фокус-группе двое модераторов, один следит за самим процессом обсуждения, второй отвечает за обсуждение конкретных вопросов. - Фокус группа с двумя модераторами -оппонентами. В группе также двое модераторов, но они преднамеренно имеют разные мнения по поводу обсуждаемых вопросов. Это позволит заказчику выяснить все детали в спорных вопросах. - Фокус группа с респондентом - модератором. Модератор просит одного из респондентоав какое-то время побыть в роли ведущего. - Фокус группа с заказчиком в роли участника. Представители со стороны заказчика становятся участниками обсуждения. Эти люди должны давать пояснения к обсуждаемым вопросам, чтобы фокус-группа была более эффективной. - Мини группы. Состоят из 4-5 респондентов и одного модератора. Такие группы используют когда обсуждаемые вопросы требуют более тщательного отбора респондентов.
Фокус группы порзволяют решать такие конкретные вопросы:
Определоение предпочтений покупателей и их отношений к данной продукции. Получение мнений по поводу замыслов новых товаров. Представление новых идей относительно существующих товаров. Развити творческих концепций для рекламных объявлений. Мнения по поводу цены. Получение предварительной реакции потребителя на определенные маркетинговые программы.
|  | |  | « Вернуться |
|
|